Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.

Что важно знать о целевой аудитории презентации?

№ 21
Последнее обновление: 28 февраля 2020
Время чтения: 5 минут
Зачем мне знать подробности?
Презентация — это инструмент общения, а в любой коммуникации невозможно игнорировать особенности собеседника. Представьте, что показываете другу фото из отпуска, представляете начальнику проект документа или учите бабушку пользоваться айфоном. В каждом случае вам понадобятся правильные слова и стиль речи: бабушке вы расскажете про смартфон простым языком, с начальником поговорите по делу, а с другом поделитесь забавной историей из поездки.

Если плохо изучить аудиторию, даже самая яркая презентация с красочными образами и мощной речью может пройти впустую — как если бы вы говорили со зрителем на разных языках.
01
Я понятия не имею, кто эти люди. С чего начать?

Попробуйте ответить на несколько вопросов. Кто в зале принимает решение, от кого зависит успех презентации? Как аудитория связана с темой? Какой у зрителей есть опыт по теме презентации? Как хорошо они в ней разбираются? Кто эти люди и во что они верят?

Не беда, если не сможете выяснить всё — вы ведь не сыщик и не экстрасенс. Однако вы хотя бы попытаетесь систематизировать свои знания о зрителях и сделать такую презентацию, которая их убедит.
02
Давайте по порядку. Всегда нужно знать, кто принимает решение?
Это самое важное знание об аудитории. Главных лиц на презентации нужно определить в первую очередь, потому что именно их вам нужно убедить в своей идее.

Если вы плохо знаете, кто принимает решение, кто эти люди и что для них важно, успех презентации под вопросом. Мы посвятили этой теме отдельную карточку «Как определить целевую аудиторию и понять, кто на презентации главный?».
03
А как аудитория может быть связана с темой?
Зрители могут быть глубоко погружены в проблему, что-то о ней слышать или вообще интересоваться только конкретным вопросом. С одной презентацией можно выступить перед разными людьми, и в каждом случае их ожидания и причины вас слушать будут отличаться.

Представьте, что подводите итоги работы компании на совещании с коллегами. Они хорошо знают факты, помнят достижения и провалы. Аудитория прямо связана с темой — можно не объяснять очевидное и сразу переходить к сути.

Когда этот же доклад вы читаете на лекции по менеджменту, ваша цель — найти в группе самых смышлёных ребят и пригласить на работу. Они ничего не знают о компании, но хотят разобраться и показать себя компетентными специалистами. Аудитория не связана с темой напрямую, придётся объяснять процессы, рецепты успехов и причины неудач.

04
Что знать про опыт аудитории?
Нас интересует, какое мнение сложилось у аудитории по теме, чего слушатели ждут от презентации, как относятся к сути вопроса, вашим идеям и вам лично. Опыт — это бэкграунд, любые детали, которые заслуживают внимания: аудитория в курсе, что на презентации вы объявите о сокращении зарплат; вы презентуете продукт с легендарным или неудачным прошлым; вас хорошо знают или наоборот видят в первый раз.

Опыт аудитории объясняет, зачем люди будут вас слушать. Обидно, если они ждут новых идей, а ваша презентация — шаблонное выступение с прошлогодней конференции.

Знания об опыте нужно учитывать в презентации. Когда вы подводите итоги года в тесном кругу коллег без руководства, можно говорить начистоту и открыто признавать ошибки. Если добавить в эту же ситуацию начальника, который затаил на вас обиду, то придётся тщательно подбирать слова, акцентировать внимание на достижениях и убедительно объяснять провалы.
05
Этого уже достаточно?
Ещё нужно понять, как хорошо аудитория разбирается в вопросе, чтобы презентация не показалась ей сложной или слишком поверхностной.

Мы делим аудиторию на три группы: тех, кто не знает ничего; тех, кто что-то слышал; экспертов, которые не хуже вас разбираются в теме. Слушателей, которые ничего не знают, погружайте в суть вопроса, объясняйте от простого к сложному. Если аудитория немного «в теме», вначале освежите её знания. А если выступаете перед экспертами, ждите грамотных и каверзных вопросов.

Осведомлённость аудитории лучше выяснить заранее — можно даже задать наводящие вопросы в начале презентации. Используя такой трюк, будьте готовы подстроиться под ситуацию: например, сделать подробное введение или начать с самого интересного, если слушатели хорошо разбираются в теме. Можно даже приготовить в презентации скрытые слайды, чтобы подробнее рассказать об отдельном вопросе, если зрители захотят в него углубиться.
06
Что-нибудь ещё?
Подумайте, что за люди будут вас слушать. Во что они верят, что считают важным, где проходят их личные границы? Не помешают любые сведения: пол, возраст, статус, должности, доходы, убеждения, ценности, вероисповедание, политические взгляды и даже национальная принадлежность. Принципиально важны убеждения главных лиц на презентации, но не помешает информация и о других людях в зале.

Знание ценностей аудитории поможет подобрать к ней самый короткий путь, а также избежать неловких ситуаций, неуместных заявлений и неосторожных шуток. Подбирайте слова, созвучные убеждениям людей в зале, чтобы завладеть вниманием и достичь цели.
07




Прочитайте другие ответы на популярные вопросы о презентациях и выступлениях
Кстати, а вы кто такие, чтобы меня учить?
ask.esprezo.ru — проект презентационного агентства и образовательной компании esprezo. В карточках мы делимся своей экспертизой, чтобы презентаций, которые понимают, стало больше.
6 лет
в деле

Создаём презентации, готовим спикеров
к выступлениям и учим тому, что практикуем.
1000 +
проектов
Презентации и выступления для крупных и быстро-растущих компаний.
304
тренинг-дня

По презентациям, выступлениям и письменным коммуникациям.
2,1 млн уникальных
пользователей
Посмотрели наши бесплатные
образовательные материалы.