Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.

С чего начать речь, чтобы заинтересовать зрителей?

№16
Последнее обновление: 24 января 2020
Время чтения: 6 минут
Есть универсальный совет, что сказать в начале?
Не существует единственного метода, который идеально подойдёт для любого случая. Есть десятки вариантов вступления, и все они зависят от задачи, которую нужно решить: например, актуализировать проблему, создать интригу или лучше узнать людей в зале.

Классический способ начать — поприветствовать аудиторию, представить себя и анонсировать тему выступления. Так зрителям не придётся гадать, кто вы и о чём говорите.
01
Хорошо, а что сказать, чтобы подогреть интерес?

Дайте аудитории повод вас внимательно слушать: обратитесь к эмоциям зрителей, создайте интригу, чтобы люди в зале сопереживали тому, что вы будете говорить.

Расскажите захватывающую историю, в которой есть явное противоречие или конфликт. Зрители обязательно захотят узнать, что было дальше: «В 2016-м, когда я была студенткой факультета журналистики МГУ и с большим воодушевлением бездельничала с сокурсниками, случилось то, что навсегда изменило мою жизнь. Однажды…». С таким началом легко обойтись без классических комплиментов уважаемой публике и дежурных заявлений про важность темы.

Хороший приём — показать пользу вашего выступления для аудитории. Коротко расскажите, какой эффект ждёт зрителей в конце: что они узнают, чему научатся и как это пригодится им в жизни.
02
Боюсь, что собьётся голос. Есть лайфхаки, как «разговориться» перед выступлением?
Начинайте говорить вслух заранее: познакомьтесь с людьми в холле, узнайте их ожидания от вашего выступления или всего мероприятия в целом. Можно отрепетировать речь или с выражением что-нибудь прочесть.

Если планируете выступать постоянно, пригодятся упражнения на дикцию и артикуляцию. Рекомендуем изучить гимнастику А.Н. Стрельниковой и пройти онлайн-марафон ЗВУЧИ Ксении Яковлевой.
03
Что делать, если аудитория шумит? Как обратить на себя внимание?
Начните говорить в микрофон. Голос из колонок всегда привлекает внимание, даже если аудитория настроена негативно. Нет смысла ждать, что шум уляжется: так вы попусту потратите драгоценное время выступления. Не робейте, говорите чётко и выразительно, и вас начнут слушать.

Чтобы зрители не прослушали важное, начните с общих фраз и говорите, пока шум не уляжется: «Коллеги, у нас сегодня запланированаа большая программа, хотелось бы всё успеть. Меня хорошо слышно?». Когда станет тише, приступайте к основным тезисам выступления.
04
А всегда нужно озвучивать тайминг?
Анонсировать расписание в начале — хороший приём. Так вы помогаете аудитории рассчитать свои силы, если мероприятие длительное.

Озвучивать тайминг не нужно, когда участники заранее знают расписание или ваше выступление не займёт больше десяти минут. Если начинаете речь с сильной захватывающей истории, важно не мешать её эмоциональному эффекту. В этом случае можно не отвлекать аудиторию на организационные моменты и не анонсировать тайминг, чтобы не разрушить магию.
05
Можно поговорить со зрителями? Спросить «Как дела?», пошутить?
Интерактив со зрителями — отличная идея, когда вы умеете общаться с большой аудиторией и точно чувствуете её настрой. Если не уверены в своих силах, прибегать к этому приёму не стоит.

С юмором будьте осторожны вдвойне. Неудачная шутка может больно ранить, испортить выступление, а иногда и репутацию.
06
А чего точно не нужно делать в начале?
Старайтесь не провоцировать аудиторию на резкую реакцию: не оскорблять чувства людей, не озвучивать спорные тезисы на острые социальные темы и не переходить на личности. Иногда ораторы делают это специально, чтобы «разбудить» аудиторию и вовлечь её в диалог через возмущение и протест. Для этого нужны выдержка, опыт и мастерство, потому что такие приёмы неизбежно затрагивают чувства людей и пробуждают негативные эмоции.

В esprezo мы не учим таким методам, потому что любим людей, уважаем их чувства и душевное равновесие.
07
Как в самом начале оценить настроение аудитории? Есть профессиональные «приметы»?
Когда аудитория настроена негативно, она противится тому, что вы говорите. Признаки активного сопротивления — скрещенные руки, задранный подбородок, неприязненный взгляд исподлобья, сжатые губы без улыбок, наморщенный лоб и сдвинутые брови. Пассивное сопротивление выдают невнимательность, блуждающий взгляд, разговоры с соседом и пристальное изучение смартфона.

С негативно настроенной аудиторией нужно быть в разы внимательнее и тоньше: выступайте спокойно, обходите стороной эмоциональные тезисы и следите за реакцией на ваши слова. После выступления постарайтесь проанализировать источник недовольства и сделать выводы на будущее. Выясните, был ли связан негатив с вашими недоработками — это не всегда так. Иногда причина кроется во внешних обстоятельствах: например, в сложной ситуации внутри коллектива или негативном отношении к мероприятию, на которое вас позвали.
08




Прочитайте другие ответы на популярные вопросы о презентациях и выступлениях
Кстати, а вы кто такие, чтобы меня учить?
ask.esprezo.ru — проект презентационного агентства и образовательной компании esprezo. В карточках мы делимся своей экспертизой, чтобы презентаций, которые понимают, стало больше.
6 лет
в деле

Создаём презентации, готовим спикеров
к выступлениям и учим тому, что практикуем.
1000 +
проектов
Презентации и выступления для крупных и быстро-растущих компаний.
304
тренинг-дня

По презентациям, выступлениям и письменным коммуникациям.
2,1 млн уникальных
пользователей
Посмотрели наши бесплатные
образовательные материалы.