Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.

Почему не нужно использовать слайд «Спасибо за внимание»?

№8
Последнее обновление: 31 октября 2019
Время чтения: 2 минуты
Все используют, почему мне нельзя?
Не все. В конце статей, журналисты же, например, не пишут «спасибо», да? Вот и на заключительном слайде не нужно. «Спасибо за внимание» — пережиток прошлого из академической среды, когда после длинных лекций преподаватели благодарили студентов за усидчивость. В современных презентациях эта фраза звучит как «спасибо, что дослушали мою скучную презентацию до конца».

Заключительный слайд — возможность сообщить аудитории что-то полезное, либо вдохновить и закончить выступление на подъёме. Не тратьте время зрителя на фразу, которая воспринимается формальностью, ритуалом. Фразы «Ну, как-то так», «Ну, вот и всё» тоже употреблять не стоит.
01
Что тогда написать на последнем слайде?
Всю презентацию вы убеждали зрителя в важности проблематики, предлагали новую информацию, решение, аргументы. Сформулируйте призыв к действию, чтобы у зрителя не осталось ощущения незавершённости или скомканной концовки, заставьте его задуматься напоследок.

Если цель презентации предполагает, чтобы после выступления с вами связались — оставьте контакты. Ссылки на социальные сети, вебсайт, номер телефона и т. д. Для удобства можно вставить QR-код.
02
А мне ничего не нужно от аудитории. Я делаю презентацию, чтобы «проинформировать».
«Проинформировать», «Поделиться экспертизой», «Отчитаться», «Меня заставили» и ещё с десяток подобных целей ориентированы на процесс. После них ничего не меняется, они не приводят к результату. Это удобные цели, которые вы достигнете по умолчанию: рассказали презентацию — круто, проинформировали. Только пользы в этом нет ни для вас, ни для аудитории.

Подумайте, для чего вы затеяли презентацию. Что вы хотите, чтобы зритель сделал после вашего выступления? В чём ваша личная мотивация? И сформулируйте цель в формате результата: хочу, чтобы мне дали повышение, согласовали бюджет, инвестировали N рублей в мой проект и т. д. Главное отличие целей, ориентированных на результат — их можно измерить. Не эфемерным количеством проинформированных людей, а, например, количеством визиток, полученных от клиентов или студентов, ответивших правильно на опрос в конце вашей увлекательной интерактивной лекции.
03
Прочитайте другие ответы на популярные вопросы о презентациях и выступлениях
Кстати, а вы кто такие, чтобы меня учить?
ask.esprezo.ru — проект презентационного агентства и образовательной компании esprezo. В карточках мы делимся своей экспертизой, чтобы презентаций, которые понимают, стало больше.
6 лет
в деле

Создаём презентации, готовим спикеров
к выступлениям и учим тому, что практикуем.
1000 +
проектов
Презентации и выступления для крупных и быстро-растущих компаний.
304
тренинг-дня

По презентациям, выступлениям и письменным коммуникациям.
2,1 млн уникальных
пользователей
Посмотрели наши бесплатные
образовательные материалы.