Где брать истории, если я не герой экшн-фильма?
Последнее обновление: 13 января 2021
Время чтения: 5 минут
Хочу рассказывать истории, но не понимаю, где их искать. Выдумывать?
Не нужно выдумывать. Есть внешние источники: книги, фильмы, статьи, новостные ленты. В них много подходящих историй, но вряд ли они будут вас цеплять так же, как истории из собственной жизни. Не будут цеплять вас — не заинтересуют слушателей.
Лучший и неисчерпаемый источник историй — жизнь. Каждый день с вами происходят маленькие ситуации, которые меняют вас и могут вдохновить других. Если хотите найти историю — вспомните, что происходило с вами сегодня, на прошлой неделе или год назад.
Что, если я обычный человек и со мной ничего не происходит?
Если вы живы, с вами всегда что-то происходит (да, даже на карантине). Мы взаимодействуем с внешним миром, а значит у нас есть события. Просто большинству событий мы не придаём значения.
Запомните: история — это событие плюс смысл. Победа в конкурсе, авария, свадьба или публичный скандал — яркие события. Их легко превратить в историю, но такое в жизни происходит не часто.
Зато каждый день случаются маленькие ситуации, которые заставляют нас задуматься или поменять поведение — то есть несут смысл. Именно такие ситуации нужно учиться замечать.
Не понимаю, что это за ситуации. Можно пример?
Расскажем вам историю нашего тренера по сторителлингу Артёма Мушина-Македонского.
«Я захожу на кухню с сыном на руках. Жена просит: „Поставь чайник, пожалуйста“. Я беру за руку двухлетнего сына и нажимаю его пальчиком кнопку на чайнике. Через пять минут чайник не закипел. Жена говорит: „Ты не поставил чайник, я ведь просила“. Отвечаю: „Нет, я поставил“. Мы начинаем ссориться.
Через время я осознаю ситуацию. Чайник-то я поставил. Но жене нужно было не это — когда она попросила меня поставить чайник, на самом деле она говорила: „Мне нужна горячая вода“. Просьбу я выполнил, но нужный результат не получил — возник конфликт».
Ситуация с чайником — рутинная. Если не задуматься, чему она учит, в ней не будет смысла. Но если его найти — получится история о том, как важно сделать, а не делать.
Эту историю легко применить в бизнесе. Представим, что коллега отправил вам отчёт, а вы его не получили. Без финального результата — отчёта в вашем почтовом ящике — будет неважно, писал ли коллега это письмо. Можно выяснять отношения и искать виноватого, а можно рассказать историю о незакипевшем чайнике и донести важную мысль.
- Перестаньте искать интересную историю. Ваша задача — найти событие, которое заставляет задуматься.
- Поймите смысл этого события. Спросите себя: чему оно учит? Что доказывает? Кому я могу помочь, если расскажу об этом?
- Запишите историю: событие в связке со смыслом.
Чтобы собирание ситуаций вошло в привычку, Артём Мушин-Македонский создал бесплатный и анонимный
чат-бот «I'm So Story Bot» в Телеграм. Попробуйте каждый день выделять пять минут, чтобы обдумать и записать последние события. Так вы соберёте коллекцию историй из жизни и в любой момент сможете найти подходящую.
Зачем записывать истории каждый день? Можно, только когда что-то происходит?
Если записывать истории каждый день, это станет привычкой, которая сильно повлияет на вашу жизнь.
Во-первых, вы станете любопытнее, начнёте замечать больше событий. Это эффект муравья: если долго смотреть на муравья в траве, то начинаешь видеть и других муравьёв. Они всегда там были, но вы их игнорировали. Так и с событиями.
Во-вторых, когда вы привыкнете работать с историями каждый день, у вас откроется суперспособность. Вы сможете замечать историю не после, а в момент происходящего. Тогда вы поймёте, что всю жизнь плавали в историях, как рыба в воде — просто не видели их.
Привычка замечать детали приводит к тому, что ваша жизнь становится замечательной — стоящей того, чтобы её заметили.
Хорошо, а если я ничего не замечу, можно всё-таки выдумать?
Не стоит. Если у вас не было события, то не было и смысла, который вы хотите донести. Когда вы начинаете придумывать, люди чувствуют фальшь.
Это объясняется биологически: во время беседы у слушателя активируются те же отделы в коре головного мозга, что и у рассказчика. Они видят одинаковые образы, одну и ту же картинку. Если рассказчик врёт — у него работают другие отделы мозга, и он посылает совсем другие сигналы. Слушатель не поймёт, что происходит, но не поверит подсознательно.
Лучше всего использовать истории из своей жизни или жизни других людей. Оставьте сочинительство писателям — от них ждут выдуманных историй. В рабочих ситуациях лучше опираться на реальность.
Такие истории сложно заметить. Есть пошаговая инструкция, как их отслеживать?
Больше о том, как решать бизнес-задачи с помощью историй, расскажет тренер по сторителлингу Артём Мушин-Македонский на вебинаре esprezo и РБК Pro.
Артём научит:
— понимать, когда и как стоит использовать истории в бизнесе;
— с лёгкостью переключаться в режим рассказчика и звучать убедительно;
— вдохновлять и приобщать сотрудников к ценностям компании через истории;
— использовать ключевые приёмы самопрезентации на примере ведущих СЕО.
Вебинар пройдет 14 января в 18:00 на платформе РБК Pro. Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться.