Как написать сценарий презентации?
    Последнее обновление: 31 октября 2019
Время чтения: 5 минут
    Зачем писать сценарий к презентации? Это вам кино что ли?
    Хорошая презентация, как и любой фильм, начинается на бумаге или в текстовом редакторе. В основе — работа со смыслом, и Пауэрпойнт здесь только помешает. Мозг генерирует идеи в хаотичном порядке. Если выгрузить поток мыслей сразу в слайдовый конструктор, получатся перегруженные информацией слайды, путаная логика и головная боль для зрителя. 
А на бумаге или в текстовом редакторе проще думать. Вы не ограничиваетесь пространством слайда, набрасываете идеи в том порядке и количестве, в котором они приходят. Структурируете результат и оставляете только суть. 
       Прочитайте 
нашу статью об алгоритме создания презентации, чтобы понять, какое место в процессе занимает сценарий. Спойлер: это фундамент вашего рассказа. Если основа прочная, то мысль донести удастся. Если нет — презентация получится ни о чём, каким бы классным ни был дизайн. 
 Работа со сценарием проходит в три этапа: 
 1. Составьте структуру — логику вашего рассказа. 
 2. Пропишите тезисный план — идеи по каждому блоку. 
 3. Подберите аргументы — доказательства ваших идей. 
       Я не знаю, с чего начать презентацию. Есть типовой шаблон структуры?
    Как и в фильмах, в сценариях презентаций есть введение, основная часть и заключение. Вместо кульминации — проблематика презентации. Типовая структура поэтапно отвечает на вопросы, всплывающие в голове зрителя по ходу рассказа: 
 1. Введение: заручитесь вниманием и доверием зрителя. Заявите тему. Представьтесь, кто вы такой и почему вас стоит слушать в этом вопросе. Дайте краткое содержание презентации и тайминг. 
 2. Проблематика: погрузите в ситуацию и объясните, почему проблема стоит внимания в картине мира аудитории. Расскажите, почему так произошло и что будет, если проблему не решить — катастрофа, конечно. А если решить, то большой куш. 
 3. Решение: дайте логику рассуждения и опции. Сравните варианты, сформулируйте ваше решение. Приведите аргументы, почему решение хорошее. Обоснуйте аругменты доказательствами — экспертным мнением, статистикой, фактами, историями.
 4. Заключение: резюмируйте то, о чём говорили. Подведите итог, сформулируйте дальнейшие шаги, чтобы реализовать решение. Призовите аудиторию сделать первый шаг. 
Структуру можно оформить любым способом: заметки, стикеры, интеллект-карты. Когда есть каркас истории, можно приступать к тезисному плану.
       Тезисный план — это ещё что такое?
    Набор ключевых мыслей презентации. Суть, которая понятна даже без слайдов. Сформулируйте в формате заголовков главные идеи по каждому блоку: введению — проблематике — решению — заключению. Только не пишите «Резюме» или «О компании», добавьте в заголовок пользы, чтобы презентация читалась по шапкам даже без основного текста.
      Что не так с заголовками типа «О компании»? Все так делают.
    Есть 
два типа заголовков: назывные и смысловые. Заголовки типа «О компании», «Обзор рынка», «Прогноз» — назывные. Они не сообщают зрителю ценность и лишь в общих чертах задают тему слайда. Остаётся только догадываться, какую мысль хотел донести автор, продираясь через текст и путаные графики. 
 Настоящая задача заголовка не создать интригу, а отразить суть слайда, чтобы аудитория поняла главную идею, даже не читая основной текст. Позаботьтесь о зрителе, напишите смысловые заголовки. Вместо «Способ применения лекарства» — «Пейте 2 раза в день после еды». Тогда можно не переживать, что аудитория упустит важные детали, или сделает выводы, в которых вы не заинтересованы. 
        У меня есть структура и набор тезисов. Что дальше?
    Подберите к своим идеям аргументацию, которая сделают её убедительной. Выстройте перед зрителем логичную цепочку рассуждений — от общего к частному.
 У вас есть тезис. Например: заниматься спортом полезно. Подберите к тезису аргументы: регулярные занятия укрепляют иммунитет и улучшают сон. Обоснуйте аргументы рациональными доказательствами — статистикой и фактами. Или эмоциональными — примерами и кейсами. Допустим, так: исследования центра по изучению сна показывают, что люди, занимающееся спортом, спят крепче в 2 раза и высыпаются. 
       Забудьте пока о нём. Он не поможет написать внятный сценарий, подобрать аргументы для зрителя, объяснить идеи просто и убедительно. Лучшие помощники: ручка и блокнот или текстовый редактор. Смотрите 
подборку полезных инструментов для написания сценария на do.esprezo.