Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.

Чем важен зрительный контакт во время выступления и как его поддерживать?

№ 27
Последнее обновление: 10 апреля 2020
Время чтения: 3 минуты
Зачем вообще смотреть на людей на выступлении?
Зрительный контакт — важная часть невербального общения. Учёные экспериментально выяснили, что взгляд в глаза другому человеку задействует те же ресурсы мозга, что и речь, что делает кратковременный зрительный контакт одним из инструментов влияния на аудиторию. И, раз цель выступления всегда заключается в том, чтобы произвести на людей в зале нужный эффект, игнорировать зрительный контакт нельзя.
01
А людям от этого не будет неловко?
Нужно следовать технике. Если сверлить взглядом одного человека, ему действительно станет не по себе. Поэтому взгляд нужно переводить на других людей, задерживаясь на каждом на несколько секунд.

Важно не спешить и не блуждать взглядом по залу, а наоборот уделить каждому человеку немного внимания и энергии. Зритель должен почувствовать, что вы обращаетесь именно к нему — на это у вас есть не больше пяти секунд.

Уводить взгляд в сторону не запрещено. Можно сделать паузу, задуматься и посмотреть в пространство или себе под ноги — это естественно, в обычном общении люди так и делают. Однако всё выступление говорить с потолком и стенами нельзя. Люди почувствуют вашу скованность и от этого им точно станет неловко.
02
Мне комфортно смотреть в сторону или поверх аудитории. Как быть?
Смотреть в глаза другим людям не хочется, потому что это риск. Мы можем увидеть осуждение, недовольство, скепсис, чей-то зевок или характерную позу «сижу в смартфоне». Чтобы избежать дискомфорта и случайно не сбиться с мысли, спикер смотрит в сторону или «над» аудиторией.

Справиться со страхом будет проще, если вспомнить, зачем вы здесь — комфортнее ведь остаться дома и вообще не выступать. Вы не достигнете цели, если не убедите аудиторию в своей мысли. Ваша миссия — помочь людям в зале увидеть ценность вашей идеи. А тем, кому вы помогаете, нужно смело смотреть в глаза.
03
Нужно поддерживать контакт со всем залом, или достаточно первых рядов?
Правильно поддерживать контакт со всеми. Для этого нужно помнить, что на выступлении мы автоматически смотрим на «ядро» зала: условный круг, который можно мысленно нарисовать в его центре. Левые, правые и задние ряды выпадают из поля зрения, и даже на тех, кто сидит на первых рядах, мы смотрим не так часто.

Начинайте с «ядра», но не забывайте уделять внимание флангам и галёрке, даже если придётся себя заставлять. Это важно: именно те, кого на выступлении вы проигнорируете, впоследствии будут задавать самые каверзные вопросы.
04
Прочитайте другие ответы на популярные вопросы о презентациях и выступлениях
Кстати, а вы кто такие, чтобы меня учить?
ask.esprezo.ru — проект презентационного агентства и образовательной компании esprezo. В карточках мы делимся своей экспертизой, чтобы презентаций, которые понимают, стало больше.
6 лет
в деле

Создаём презентации, готовим спикеров
к выступлениям и учим тому, что практикуем.
1000 +
проектов
Презентации и выступления для крупных и быстро-растущих компаний.
304
тренинг-дня

По презентациям, выступлениям и письменным коммуникациям.
2,1 млн уникальных
пользователей
Посмотрели наши бесплатные
образовательные материалы.